Упражнения, восстанавливающие нормальное состояние аккомодации
Упражнения с минусовыми стёклами. Для данного упражнения необходимо приобрести четыре оптических стекла без оправы: -1,00, -2,00, -4,00 и -7,00 диоптрии. И таблицу для определения остроты зрения. Таблицу установить на расстоянии 4-5 метра от места, где будет сидеть упражняющийся, так, чтобы она была хорошо освещена. Упражнение проводится в очках назначенных врачом, каждый глаз упражняется отдельно, второй глаз закрывается. Первое действие: к глазу поочерёдно подставляют минусовое стекло, начиная с -1,00 диоптрии. При этом строчки таблицы становятся видны хуже. Необходимо волевым усилием восстановить остроту зрения такой, какая она в очках без дополнительных стёкол. Постепенно увеличивая силу стекла, необходимо найти предельное, при котором ещё удаётся восстановить зрение. Сила этого стекла и определяет резервы аккомодации. Второе действие: с максимальным стеклом, которое упражняющийся может преодолеть, проводят следующие упражнение. К глазу (к стеклу очков) приставляют данное стекло, ждут, пока восстановится исходная острота зрения, затем стекло отводят в сторону и снова приставляют к глазу. Такое действие с частотой 3-4 секунды повторяют примерно 1-2 минуты. Затем упражняют второй глаз. Если при упражнении наступает утомление, время его проведения можно сократить. Упражнения проводят 1-2 раза в день, когда данное стекло преодолевается легко, упражнение повторяют с более сильным стеклом, на -1,00 диоптрию.
Нормальный резерв аккомодации для школьника, примерно 11-13 диоптрий. После того как будет достигнут указанный уровень аккомодации, упражнения можно проводить 2-3 раза в неделю для поддержания нормальной функции аккомодации. Силу стёкол для упражнений увеличивают наложением одного минусового стекла на другое.
Метод "раскачки" В.В. Волкова и Л.Н. Колесниковой. В пробную оправу перед каждым глазом больного помещают стекло, корригирующее миопию. Затем ставят стекло силой +0,75 диоптрий. Больной смотрит на таблицу для дали. Сразу острота зрения падает, а через 3-5 минут несколько повышается. Затем плюсовое дополнительное стекло заменяют сферическим отрицательным -0,75 диоптрий и оставляют в оправе на 20-30 секунд. Затем в ту же оправу на 2-3 минуты вставляют стекло +0,50 диоптрий, а -0,75 убирают. Стекло +0,50 заменяют на 15-20 секунд стеклом -0,50 диоптрий и т.д. В конце упражнений больной в течение 5-7 минут продолжает смотреть на таблицу без стёкол.
Упражнения "Метка на стекле" Э.С. Аветисова. Ребёнок стоит у окна на расстоянии 30-35 сантиметров от стекла. На стекле на уровне его глаз приклеивается круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он выбирает какой-либо предмет для фиксации, потом поочерёдно переводит взор на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнение проводится 2 раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомадационной способности такие упражнения повторяются систематически с перерывом в 10-15 дней. Первые 2 дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последние 2 дня - 5 минут и в остальные дни - 7 минут.
Указанные упражнения аккомодации требуют сознательных усилий и напряжения внимания. Поэтому они пригодны для детей старшей группы детского сада и для школьников. В восстановлении полного объёма аккомодации может помочь лечение лазером.